Сайт о животных в нас и людях в них

Научная догматизация и зоопсихология в СССР: Проблемы, последствия и открытия

Опубликовано: 21.11.2024
Количество просмотров: 58
Время чтения: 7 минут
4 1 голос
Рейтинг статьи

В 1950 году в Советском Союзе состоялась важная сессия, на которой обсуждались вопросы психологии и физиологии. Сессия, получившая название «павловская», имела глубокие последствия для развития этих наук в стране. Один из центральных вопросов, который обсуждался, был связан с учением И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Однако, несмотря на важность этого учения, научная среда оказалась в плену догматизма и абсолютизма, что затруднило дальнейшее развитие психологической науки в СССР.

Догматизация научных знаний и ее последствия

Павловская сессия 1950 года стала точкой отсчета для широкомасштабной догматизации в науке. В результате этого процесса наука о психике стала подчинена строгим рамкам, где было запрещено отклоняться от установленных догм. Б.М. Теплов, один из ведущих ученых в области психологии, пытался сохранить научную автономию, но его усилия не увенчались успехом.

«Исходя из принципов Павлова, психология должна быть тесно связана с физиологией высшей нервной деятельности, и любые попытки отделить их, как это делали многие психологи, были отклонены как ошибочные» — М.М. Кольцова.

Как отмечает психофизиолог М.М. Кольцова, работающая в это время на фронте научных изменений, психология не должна была оставаться отделенной от физиологии. Ее связь с учением Павлова была обязательной, а любые отклонения от этого курса воспринимались как угрозы научному прогрессу. Для Кольцовой и ее последователей было важно провести курс обучения физиологии высшей нервной деятельности даже в педагогических вузах, заменив курс психологии на «правильное» научное учение о нервной деятельности.

Павлов против зоопсихологии

Одним из крупных препятствий на пути развития науки о психике стало отношение И.П. Павлова к зоопсихологии. Он был против этой области науки, считая, что она мешает продвижению истинных научных подходов, базирующихся на физиологии. В своих воспоминаниях А.Л. Чижевский, который работал в Лаборатории зоопсихологии В.Л. Дурова, описывает встречу с Павловым, на которой тот выразил свое недовольство по поводу исследований, проводимых в области зоопсихологии. Павлов считал, что «зоопсихология не существует как наука» и что такие исследования являются «несерьезными». Это отношение отражает строгость и ограниченность взгляда Павлова на развитие психологии в целом.

«Никакой зоопсихологии не существует. Это все выдумки, это несерьезно», — И.П. Павлов.

И.П. Павлов был уверен, что наука должна быть строго материалистичной и физиологической. Его взгляды и методы, основанные на учении о рефлексах, стали основой для дальнейших разработок в психофизиологии, но они также привели к игнорированию более широких подходов в изучении психики, таких как зоопсихология. Влияние его школы стало определяющим для науки в СССР на долгие годы.

Зоопсихология в тени «павловских» догм

Упрощение научных подходов

После принятия «павловских» теорий зоопсихология фактически оказалась под запретом в Советском Союзе. Множество ученых, работающих в этой области, были вынуждены продолжать исследования в условиях строгой цензуры, опасаясь политических репрессий. Зоопсихология, как и многие другие дисциплины, находилась в тени научного абсолютизма, который навязала государственная идеология. Вместо глубоких и комплексных исследований поведения животных и психики людей, наука поглотила догматизм, который ограничивал научную свободу и разнообразие подходов.

«Павловская сессия стала символом широкомасштабной догматизации и абсолютизации его учения, что затруднило развитие психологии в стране на многие годы», — В.П. Зинченко.

В течение нескольких десятилетий зоопсихология оставалась маргинальной дисциплиной, а исследования в этой области, если и продолжались, то часто проводились в условиях научного «подполья». В то же время внимание ученых и властей сосредоточилось на исследованиях в области физиологии и высшей нервной деятельности, что затруднило дальнейшее развитие более комплексных теорий психики и поведения.

Переломный момент в 1950-е годы

Тем не менее, несмотря на доминирование догматизма, зоопсихология не исчезла. Уже в 1950-е годы несколько ученых, таких как Н.Н. Ладыгина-Котс и Н.Ю. Войтонис, продолжали свои исследования, продвигая идеи сравнительной психологии. Книга Я. Дембовского «Психология животных», вышедшая в 1959 году, стала важным шагом в восстановлении интереса к зоопсихологии в Советском Союзе.

«Без зоопсихологии невозможно развитие психологии как науки, и это понимание стало очевидным в научной среде уже в 1980-е годы», — Тенденции развития психологической науки.

Научные ошибки и достижения

Нельзя не отметить, что в годы доминирования «павловской» школы в психологии было сделано множество значительных открытий. Например, учение о условных рефлексах оказало огромное влияние на развитие науки о поведении животных. Однако чрезмерное увлечение этим подходом привело к серьезным упрощениям и даже ошибкам в понимании сложных форм поведения. Как отметил В.М. Боровский, упрощение поведения животных до уровня простых рефлексов оказалось неверным и ограничивало дальнейший прогресс.

«Мы пережили эпоху, когда физиолог, называя сложный акт поведения условным рефлексом, думал, что тем самым дал окончательное решение проблемы», — В.М. Боровский.

Павловский подход к поведению животных, сосредоточенный исключительно на условных рефлексах, игнорировал более сложные формы научения, такие как оперантное поведение или когнитивные процессы, которые сейчас играют важную роль в психологии и зоопсихологии.

Заключение: Не только механика, но и сложность поведения

Психология и зоопсихология в Советском Союзе прошли долгий и тернистый путь, от научной цензуры до возрождения интереса к более сложным моделям поведения. Несмотря на доминирование учения И.П. Павлова и попытки сделать его основой всей психологической науки, современные ученые признают, что поведение животных и человека невозможно свести только к рефлексам. Важно учитывать широкий спектр научных подходов и подходить к изучению психики с более комплексной точки зрения.

Итак, несмотря на «павловскую» догматизацию, зоопсихология продолжает существовать и развивается, предлагая новые теории и подходы, которые помогают нам лучше понять поведение не только животных, но и людей. Психология остается динамичной и развивающейся наукой, и её будущее зависит от того, насколько гибко она будет подходить к исследованию психических процессов в самых разных формах.

04 декабря 2024 г. среда 19:00 Москва. Вход свободный по предварительной регистрации
Подробнее

«Эксплуатация „милоты“ или новое открытие природы?»

Забавные видео с котятами, милые фото щенков – цифровое пространство наполнено обаятельными образами обитателей природы. Но как это влияет на наше восприятие мира? Помогают ли они укрепить нашу связь с природой или создают лишь иллюзию взаимодействия, диктуемую экранами и социальными сетями?

Приглашаем вас на эксклюзивную авторскую лекцию Оксаны Мороз, кандидата культурологии, которая пройдет в рамках цикла встреч "Посольство живого" где обсудим, как платформы формируют мифы об окружающем мире и как это влияет на наше отношение к природе. Разберемся, может ли подобная «вирусная милота» создавать барьеры или же помогает нам глубже понять мир вокруг.

Присоединяйтесь, чтобы взглянуть на природу осознанно, понять, где заканчивается искренний интерес и начинается эксплуатация цифровых образов. Лекция будет полезна каждому, кто хочет узнать, как отличить реальность от цифровых мифов.

Похожие статьи

Дружественные проекты

Мы будем рады, если вы тоже подружитесь с ними:
Приют "Возьми счастье в дом"
Сайт
Телеграм канал приюта
Telegram
Наш телеграм канал
Telegram
Наш канал на Дзен
Dzen
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Я/ЖИВОТНОЕ

Информационный журнал о человеческих и нечеловеческих животных.
Подписаться
Top cross
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x