Когда в 1959 году я впервые увидел Султана (прототип будущего Мухтара) в музее, он уже был застекленным чучелом, но его биография поразила меня. Султан, овчарка из ленинградского уголовного розыска, за десять лет службы участвовал в 5000 операциях, задержал более 1000 преступников и помог вернуть украденного имущества на миллионы рублей. Сухие цифры не раскрывали характера этого великого пса, пока я не узнал о его судьбе — долгой, тяжкой старости, полной страданий и одиночества.
Вдохновение для фильма и создание образа Мухтара
Именно судьба Султана вдохновила меня на создание повести и сценария «Ко мне, Мухтар!». Работая над сценарием, я решил передать внутренний мир пса, его стойкость, верность и сложную душевную жизнь, в которой было не меньше переживаний, чем у человека. Познакомившись с отставным проводником Султана, Петром Серапионовичем Бушминым, я понял, насколько велика может быть привязанность человека к своему верному другу.
Подбор собак для фильма: сложный выбор
С самого начала было решено, что одну собаку на съемках не использовать: возраст пса менялся от юного до старого, что требовало разных актерских навыков. Помимо этого, съемочный процесс — испытание даже для людей, а для собак это еще более сложная задача. Поэтому мы выбрали трех служебных собак с одинаковой мастью, добавив молодого пса, купленного на киностудии. Пса нарекли Мухтаром, но настоящий талант раскрылся не у него.
Звезда съемок — Дейк, настоящий герой фильма
Случай привел на съемки настоящую звезду — пса Дейка, служившего с украинским любителем-собаководом Михаилом Длигачом. Дейк легко адаптировался к шуму и ветродуям, спокойно переносил команду «Фас!» и доверял своему хозяину. Его сдержанность, достоинство и приверженность делу покорили всех. Он, по сути, стал «собачьим» актером, обладая редким качеством — чувством сцены и пониманием задачи.
Сложные сцены: реализм и мужество актеров
Для съемок сцен нападения и агрессии съемочной группе пришлось изрядно потрудиться. Одна из наиболее рискованных сцен была с актрисой Аллой Ларионовой: ее тело под одеждой обмотали плотным войлоком, чтобы защитить от клыков разъяренного Дейка. На удивление, она настояла на съемках лично, чувствуя, что это придаст фильму нужный реализм. Так и случилось — дубль с Ларионовой вошел в окончательную версию.
Сложности актерского мастерства для собаки
Дейк умел находить баланс между игрой и служебной работой, но наибольшую сложность вызывали сцены старости. Сценарий требовал, чтобы Мухтар выглядел изможденным, хромающим псом, и для этого к лапе Дейка привязывали мягкую проволоку, вызывавшую легкое неудобство, а шерсть смазывали сиропом, который слипал ее, придавая измотанный вид. Это решение помогло передать на экране тяжелую, печальную судьбу преданного пса.
Прощание с Мухтаром: воспоминания и уроки съемок
Когда съемки подошли к концу, Юрий Никулин, сыгравший проводника Мухтара, был уверен, что пес ответил ему полной взаимностью. Однако, как оказалось, каждое утро Дейк шел к Никулину лишь потому, что Длигач подсказывал ему команду «Иди к Юре». Этот факт был забавным и неожиданным для всей группы.
Дейк, отдавший себя фильму и роли, стал настоящей легендой и символом преданности. Фильм «Ко мне, Мухтар!» стал не просто фильмом о собаке, а настоящей историей о преданности и верности, и тысячи зрителей вспоминают этот фильм с теплотой, как ода человеческой и собачьей дружбе.