Сайт о животных в нас и людях в них

Воспитание: беспомощность или развитие? Почему важно давать выбор

Опубликовано: 20.11.2024
Количество просмотров: 113
Время чтения: 6 минут
4 839 голоса
Рейтинг статьи

Друзья, хочу поднять вопрос, который меня давно занимает и который становится все более актуальным в разных сферах нашей жизни. Вопрос, который впервые я осознала в контексте тренировки собак, но который имеет гораздо более широкое значение. Как вы считаете, цель воспитания — это создание беспомощности или развитие личности? Поговорим об этом.

Феномен выученной беспомощности

Этот термин знаком многим тем, кто изучал психологию, и, вероятно, вы уже слышали о нем. Простыми словами, выученная беспомощность — это состояние, при котором человек или животное не предпринимает попыток решить задачу, даже имея все возможности для этого. Это явление изучалось в психологических экспериментах, и многие из них проводились с участием наших четвероногих друзей — собак. К сожалению, опыт был далеко не гуманным, и именно через собак учёные многое узнали о психологии человека.

Пример эксперимента с собакой

Один из самых известных экспериментов по выученной беспомощности с участием собак заключается в следующем: животное помещают в комнату с полом, по которому проходит электрический ток. На пути собаки стоит высокая перегородка, которую она не может перепрыгнуть. При этом каждый раз, когда собака получает удар током, она пытается перепрыгнуть барьер, но безуспешно. И в какой-то момент, собака перестает пытаться вообще. После этого перегородку заменяют на низкую, через которую легко перепрыгнуть, но собака всё равно не пытается избежать боли. В этот момент она становится беспомощной.

Результат эксперимента — собака оказывается в состоянии выученной беспомощности, когда она больше не пытается решать проблемы, даже если возможности для этого есть. Такое состояние приводит к снижению инициативности, апатии и утрате способности к обучению. Это состояние также может распространяться на другие ситуации, если с собакой (или человеком) повторяют такие «уроки» на протяжении времени.

Выученная беспомощность в жизни человека

Задумайтесь, как часто мы сталкиваемся с аналогичной ситуацией в жизни. В школьном обучении, на работе, в воспитании детей — мы можем увидеть механизмы, которые ведут к созданию этого состояния. Когда детям или сотрудникам ставят задачи, не соответствующие их возможностям, или когда их инициатива блокируется, возникает риск, что они теряют уверенность в себе. Они начинают воспринимать любые усилия как бесполезные, что снижает их способность к обучению и развитию.

Примеры из жизни

  • На работе: когда сотрудник постоянно выполняет задачи, которые изменяются, не давая ему возможности завершить работу, или когда задача оказывается бессмысленной, его мотивация падает, и он теряет инициативу.

  • В воспитании детей: если родители постоянно говорят детям, что их попытки неуспешны, а только они сами знают, как правильно, ребенок теряет веру в свои силы и перестает предпринимать попытки решать задачи самостоятельно.

  • В отношениях с животными: когда собаку тренируют с использованием наказаний и жестких методов, она может утратить инициативу и прекратить пытаться что-либо изменить.

Как это проявляется в обучении и воспитании собак?

Особое внимание стоит уделить тому, как выученная беспомощность проявляется в обучении собак. Старые методы тренировки, основанные на наказаниях и подчинении, зачастую приводят к созданию у собаки состояния пассивности. Она начинает просто выполнять команды, не проявляя инициативы, и даже теряет способность к самостоятельному решению задач. Это состояние, как мне кажется, является ошибочным в воспитании животных, так как оно лишает их не только активности, но и радости от взаимодействия с человеком.

Пример: старая кинология и новая кинология

В традиционном подходе, который можно назвать «старой кинологией», целью является абсолютное послушание. Собака должна подчиняться без всяких вопросов, а ее комфорт и эмоциональное состояние игнорируются. Например, тренировка может включать долгое сидение по команде, и это часто воспринимается как пример «успеха». Однако, такой подход приводит к выученной беспомощности, когда собака выполняет команды не потому, что ей нравится, а потому что она не может сделать ничего другого.

Совсем другой подход предлагают приверженцы «новой кинологии», где целью является развитие самостоятельности животного, а не его слепое послушание. Здесь собаку учат принимать решения, выбирать, а не только следовать указаниям хозяев. К примеру, вместо того чтобы просто командовать собакой, можно предложить ей выбор между двумя лакомствами или дать ей возможность выбрать путь на прогулке. Это помогает собаке стать более уверенной, активной и развивает её самостоятельность. Такой подход намного более гуманен и помогает вырастить более счастливых и уверенных животных.

Развитие, а не подчинение

Для меня, как тренера собак, важно видеть, как животное развивается, а не просто выполняет команды. Это важно и для детей, и для сотрудников. Тренировка и воспитание должны быть направлены на развитие инициативности, уверенности и независимости. И это касается не только собак, но и людей. Важно помнить, что каждый человек, каждое животное заслуживает того, чтобы иметь возможность сделать выбор и развиваться в том направлении, которое наиболее соответствует их личным особенностям и потребностям.

Заключение

Мир не должен быть местом, где все учат быть послушным и беспомощным. Наоборот, это место должно давать возможность каждому проявить свою индивидуальность, находить решения, пробовать и ошибаться. Когда мы обучаем собак, детей или сотрудников, важно помнить, что развитие — это гораздо более ценный результат, чем создание «послушания». Помните, что каждый живой организм имеет право на выбор, на развитие и на свободу самовыражения.

Моя заметка — это всего лишь мои убеждения, и я буду рада услышать ваши мысли по этому поводу. Поделитесь своим мнением в комментариях!

04 декабря 2024 г. среда 19:00 Москва. Вход свободный по предварительной регистрации
Подробнее

«Эксплуатация „милоты“ или новое открытие природы?»

Забавные видео с котятами, милые фото щенков – цифровое пространство наполнено обаятельными образами обитателей природы. Но как это влияет на наше восприятие мира? Помогают ли они укрепить нашу связь с природой или создают лишь иллюзию взаимодействия, диктуемую экранами и социальными сетями?

Приглашаем вас на эксклюзивную авторскую лекцию Оксаны Мороз, кандидата культурологии, которая пройдет в рамках цикла встреч "Посольство живого" где обсудим, как платформы формируют мифы об окружающем мире и как это влияет на наше отношение к природе. Разберемся, может ли подобная «вирусная милота» создавать барьеры или же помогает нам глубже понять мир вокруг.

Присоединяйтесь, чтобы взглянуть на природу осознанно, понять, где заканчивается искренний интерес и начинается эксплуатация цифровых образов. Лекция будет полезна каждому, кто хочет узнать, как отличить реальность от цифровых мифов.

Похожие статьи

Дружественные проекты

Мы будем рады, если вы тоже подружитесь с ними:
Приют "Возьми счастье в дом"
Сайт
Телеграм канал приюта
Telegram
Наш телеграм канал
Telegram
Наш канал на Дзен
Dzen
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Я/ЖИВОТНОЕ

Информационный журнал о человеческих и нечеловеческих животных.
Подписаться
Top cross
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x